Главная - Интернет
Фгос в библиотеке школы. Интернет-ресурсы для школьных библиотекарей Интернет-ресурсы для школьных библиотекарей: русская школьная библиотечная ассоциация. информационный портал школьных библиотек россии

Читаем новый ФГОС: что нужно увидеть в нем школьной библиотеке?

Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации федеральных образовательных стандартов.
Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то надо заметить, что в документах федерального значения на протяжении многих лет наличие библиотеки в учебных заведениях никак не было обозначено. Закон «Об образовании» с многочисленными дополнениями и поправками так и не ввел в образовательную документную среду упоминание о библиотеках. В документе, утвержденном Правительством России, подробно описано медицинское обслуживание участников учебного процесса и их питание. Школьная библиотека при этом не упоминается. Только сейчас, в новых документах, школьные библиотеки не обойдены вниманием.
Какие изменения происходят (или должны происходить) в школьных библиотеках?
1.Школьные библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно-информационных центров (БИЦ), являющихся важным компонентом учебного процесса. Чем отличается библиотека от информационного центра? Библиотека, обслуживая своих читателей, использует только свои фонды. ИЦ кроме традиционных фондов имеет доступ еще и к удаленным ресурсам крупнейших информационных центров и книгохранилищ мира. Отобранные ресурсы Интернета позволяют наиболее полноценно использовать его для развития школьников, для расширения их кругозора, выбора для чтения лучших произведений литературы. Так ли уж необходима электронная энциклопедия, если в библиотеке детьми не освоены традиционные справочные фонды, которые имеют свои, ничем не заменимые плюсы? Никакой Интернет не заменит умного справочника, поскольку работа с ним требует решения кучи интеллектуальных задач, к которым не способна машина.

2.Другое требование, предъявляемое к библиотекам: они должны быть укомплектованы качественными источниками информации, причем, это должны быть информационные ресурсы на разных носителях. Это разные виды и типы электронных изданий: интерактивные курсы по предмету, тесты и задачники, электронные энциклопедии, интерактивные доски по предмету, методические пособия. В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

3.Школьная библиотека - это больше, чем просто книги. В условиях развития интернет-технологий и массового их использования школьниками-подростками - это еще и формирование информационной грамотности и культуры. Понимание ИГ у нас приобретает гипертрофированный и несколько убогий характер. Всё сводится к тому, что человек должен уметь искать книжку, или работать со словарем, или нажимать на кнопки. На самом деле информационно-коммуникативная компетенция - гораздо более широкое понятие.
Когда мы учились, то очень много конспектировали первоисточников и через эти конспекты научились работать с текстами, знали, что такое план, тезис, реферат... Современные дети (и не только дети, к сожалению) не только конспект написать, короткую словарную статью прочитать не хотят. Тут же просят отксерокопировать. Нет ксерокса - пытаются сфотографировать на телефон. Если он не берет мелкие тексты, начитывают на телефон, как на диктофон... Изощряются кто как может. Всё, что угодно, только чтобы не работать. Некоторые взрослые их в этом поощряют.

4.Через весь ФГОС красной нитью проходит: использования ИКТ и внедрение их в школах рассматривается как образовательная технология, как развитие умений работать с информацией, а не как отдельный предмет «информатика». Уже в начальной школе дети должны овладеть азами поиска, сортировки информации, ее упорядочения и хранения - с использованием компьютерной техники! Несомненно, надо учить ребенка самостоятельно добывать информацию, искать ее в энциклопедиях, работать со справочниками, обращаться к Интернету. Кроме того, организуя доступ к информации, следует умно ограничить его, ограждая детей от «плохого Интернета». Виртуальный мир не должен стать заменой реальному.

5.Еще один момент, о котором есть также упоминание в Стандарте: информация должна быть доступна одинаково абсолютно каждому ребенку независимо от социального статуса или от того, здоров он или это ребенок с ограниченными возможностями и т.д.
Мы часто слышим, библиотека должна измениться. Но библиотека – лицо неодушевленное. Значит ли это, что измениться должен библиотекарь? Не секрет, знания, полученные в учебном заведении, устаревают довольно быстро. Библиотека, как любое другое учреждение, заинтересована в специалистах, повышающих свой профессиональный уровень в течение всей жизни. Но формы повышения квалификации библиотечного работника не всегда соответствуют требованиям современности. Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей.

6.Из новшеств надо отметить и появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Библиотекари, очевидно, не останутся за ее пределами. Активное участие во внеурочных занятиях детей может послужить повышению статуса библиотеки и будет способствовать продвижению качественного чтения. К внеурочным занятиям следует отнести работу в читальном зале и участие в ее массовых мероприятиях, когда через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».

Итак, подведем итоги. Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестраивать свою работу:
школьные библиотеки необходимы школе в качестве БИЦентров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов;
БИЦентры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на разных носителях;
квалифицированные библиотечные кадры должны соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования;
БИЦентры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности, дружественности образовательной среды.

P.S. Все написанное - современно, своевременно и верно. Но как еще далеко до того времени, когда все наши школьные библиотеки смогут соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются? Вопрос открыт...

Способность узнавать новое, распознавать достоверное, увидеть связи между областями знаний, идеями и концепциями, способность умело применять приобретенные знания на практике становятся главными умениями человека и гражданина и основной задачей учебного процесса в школе.

Библиотеки ОУ традиционно выполняли в обществе функцию хранителей и носителей не только информации, но и исторических традиций, через них осуществлялась преемственность накопленного культурного наследия народа, они вводили молодое поколение в контекст мировой литературы. Сегодня библиотеки наиболее «продвинутых» стран с опорой на цифровые технологии олицетворяют собой уже не только банк знаний /хранилище культурных традиций современного общества, но и, прежде всего, свободный доступ к информации, публикациям для дальнейшего повышения уровня знаний пользователей, представляющийся не менее важным, чем свобода слова.

Свободный доступ к знаниям (вне зависимости от того, является ли библиотека местом в физическом пространстве или размещена в Сети интернет) в сочетании с новыми умениями человека и гражданина влияет на установление баланса между законами об авторском праве и свободной информации. Таким образом, библиотеки выходят на главенствующие позиции в деле создания информационного общества и поддержания его устойчивости.

К причинам утраты отечественными школьными библиотеками важнейших функций библиотеки как системы, которая влияет на формирование у молодежи причастности к своей истории, культуре и языку, есть несколько лежащих на поверхности причин:

Слабая подготовка библиотекарей к работе с интернет-технологиями Веб 2.0 - недооснащенность компьютерами, качественным доступом к Интернету, специальным оборудованием для оцифровки печатных изданий

Непредоставление в Сети открытого доступа к фондам

Общая недооценка обществом и педагогами школ новой роли библиотек (и особенно библиотек образовательных учреждений) в информационном обществе.

Школьные библиотеки за последние десятилетия стали заложниками рутинной работы, связанной с заказом и доставкой учебников, и выдачей книг учащимся.

«Что делать и как работать школьному библиотекарю, чтобы соответствовать новым требованиям?

Библиотека - часть живого организма, которым является школа. И как любая часть «живого» она может успешно функционировать лишь при определенных условиях. Эти условия зависят от таких параметров, как финансирование, укомплектованность штата, объем фонда, техническая оснащенность; важное значение имеет гибкое расписание работы, соответствующее потребностям классов, учителей,отдельных учащихся и небольших групп школьников.

Библиотека должна быть оснащена всем необходимым оборудованием (компьютеры, принтеры, проекторы, электронные доски и др.)

Библиотекарь становится лицом, ответственным за процессы соединения источников знаний и отношений между участниками педагогического процесса в учебных ситуациях и во внеурочное время.

Развивается школа, в этих условиях развивается и школьная библиотека, демонстрируя примеры прямой связи между успеваемостью школьников и своей новой деятельностью. Данная деятельность связана прежде всего с расширением спектра библиотечных ресурсов и услуг, которые направлены на развитие и формирование информационной культуры и грамотности школьников, на поддержку их самостоятельных действий с информацией.

Библиотекарь всегда учил школьников любить книгу и чтение, и в этом смысле он всегда был и остается педагогом. Сейчас, в новом своем качестве педагога, библиотекарь может учить школьников-пользователей своего информационно-библиотечного центра:

  • умению читать с интересом, как основе для обучения, личностного развития и удовольствия, - через оптимизацию доступа к информации и применение современных технологий в поддержку учебно-методической деятельности. Сюда можно отнести, например, помощь в создании старшеклассниками блогов - читательских дневников. Или создание детьми младших классов вместе с родителями блогов или вики-страничек, отражающих деятельность малышей в школе, рассказы о прочитанных книгах, видеомультфильмы по литературным сценариям, карты с путешествиями героев книжек, фотографии писателей и поэтов - авторов прочитанных книг, сообщения об успехах в чтении, планы и т.д.
  • информационной грамотности - через формирование и развитие цифровой, визуальной, текстовой и технологической грамотности как основы для использования развивающихся технологий в качестве важного средства обучения в настоящем и будущем. Например, при подготовке детей к участию в сетевых проектах и консультировании на каждом их этапе, оказании помощи в использовании разнообразных социальных сервисов и инструментов для создания своего авторского продукта в соответствии с учебными или индивидуальными потребностями.
  • Информационной культуре через обучение основам соблюдения этических норм при сборе, оценке и использовании информации; ответственного и безопасного использования социальных сервисов и инструментов, что способно играть важную роль в формировании личности человека. Например, на уроках безопасного поведения в Интернете, в процессе обучения школьников работе в коллективных средах, при знакомстве с ресурсами библиотеки и возможностями интернет-ресурсов и др.

Развитие информационной грамотности и культуры школьников на уроках зависит от учителя. А вот научить школьников свободно ориентироваться в сложной информационно насыщенной среде просто обязан современный педагог-библиотекарь - сотрудник информационно-библиотечного центра школы. В тесном сотрудничестве с педагогами школы библиотекарь может вырабатывать у детей навыки самостоятельного обучения, формировать стремление к использованию этих навыков в повседневной учебной работе и влиять на чувство ответственности и способность к самооценке (рефлексии).

Самые действенные сегодня методы работы школьного библиотекаря по развитию информационной грамотности и культуры связаны с проектной и исследовательской деятельностью школьников, осуществляемой совместно с педагогами школы, причем с активным использованием сетевого богатства сервисов и инструментов Веб2.0.

Все чаще появляются примеры разработки библиотекарями программ развития информационно-библиотечных центров в школах в соответствии с требованиями времени:

  • с учетом совместных действий учителей-предметников, ориентированных на новые формы и методы работы со школьниками по формированию и развитию их информационной грамотности и культуры;
  • направленных на поддержку самоподготовки учащихся и их самостоятельных учебных исследований;
  • ориентированных на обучение и консультирование педагогов-предметников школы для использования ими информационных технологий в классах;
  • направленных на развитие «виртуальной библиотечной службы» (блоги, гугл-сайты, вики-среды), позволяющей получить информацию о ресурсах и сами ресурсы библиотеки, работая за домашним компьютером.

Программы могут быть реализованы (и реализуются), если они обретают статус действующих. А это происходит тогда, когда библиотекарь является членом педагогического коллектива школы, принимает участие в разработке, реализации и оценке учебных программ, акций и мероприятий, делающих акцент на развитии у школьников информационной грамотности и культуры. Когда действия этого специалиста понимает, одобряет и принимает педагогический коллектив.

Кто научит самого библиотекаря?

Библиотекари школ должны учиться (дистанционно). В современных условиях именно педагоги и педагоги-библиотекари, как в никакой другой специальности, должны быть все время «в тонусе» — быть в курсе стремительно развивающихся интернет-технологий, новых педагогических методов и приемов, чтобы эффективней передавать свой опыт и обучать подрастающее поколение. В ближайшее время должны быть разработаны дистанционные мини-курсы по освоению тех или иных сервисов или инструментов, причем «в связке» с библиотечной и образовательной деятельностью.

Самое главное, что происходит на таких дистанционных курсах - это «переворот» сознания: от бумажного к цифровому, от боязни сделать хоть какой-то шаг в Интернете (кроме, наверное, обращения к электронной почте и поиску Сети), чтобы не показаться смешным, до смелых действий, подтверждающих желание постоянно учиться, осваивать что-то новое, не только «брать» от других в Интернете, но и давать, делиться своим собственным.

Критерии эффективности деятельности библиотек школ, которые выделяют австралийские коллеги, весьма продвинувшиеся в библиотечном деле,- «состав фонда, оргструктура, использование информационных технологий, кадровая политика (и это не один библиотекарь), пространство библиотеки, вклад в организацию дифференцированного подхода к обучению школьников, развитие взаимопонимания между людьми и приумножение знаний». Скорее всего, эти критерии верны и для любых библиотек образовательного учреждения, в том числе и нашей страны. Необходимо развитие всех компонентов школьных библиотек: и материальной базы, и обеспечения компьютерами и доступа к Интернету, и регулярного пополнения фонда, и создания «виртуальной» части библиотеки, и особого внимания к информационной грамотности каждого школьника, создавая для этого соответствующие условия.

Уровень информационной грамотности современного библиотекаря определяется потребностью и целесообразностью использования современных интернет-технологий - социальных сервисов и инструментов в учебно- воспитательной деятельности школы в целом. Мы уже разобрались в том, что сегодня важно для школьника - умение определять, достигать, оценивать, управлять, интегрировать, создавать и общаться.

Что должен уметь библиотекарь, чтобы развить эти умения школьников ?

Следующие направления работы имеют самое непосредственное отношение к сегодняшнему педагогу-библиотекарю школы:

  • обучать педагогов и школьников практическим навыкам в области информационной грамотности;
  • выступать партнером для педагогов-предметников, работая в сотрудничестве по обучению школьников поиску;
  • уметь оценивать и использовать разнообразные информационные ресурсы;
  • выступать в качестве информационного специалиста, который выявляет, отбирает, оценивает и предлагает к использованию учителям разнообразные ресурсы;
  • выступать консультантом по применению разнообразных ресурсов;
  • выступать менеджером программ, который определяет цели, задачи и методы библиотечного обслуживания и соответствующим образом организует работу информационно-библиотечного центра;
  • разделять ответственность с учителями за развитие у детей стремления к учебе, способности к пониманию информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться понятым и указанным с другими.

Как сделать педагога своим союзником в этой деятельности?

Работать в течение всего учебного года совместно - над совместными, заранее составленными и утвержденными на педсовете школы программами развития информационной грамотности и культуры школьников с 1-го по 11-й класс! Постоянно совершенствовать свои знания. Учить тому, чему учишься сам. Демонстрировать всегда свою необходимость. И, конечно, совместно с педагогами реализовывать все запланированное. Это непростой процесс, но совершенно необходимый. Либо ты- педагог-библиотекарь, способный консультировать учащихся в ходе их самоподготовки к урокам, их деятельности, связанной с учебными исследованиями в рамках проектов (в том числе - дистанционно), либо ты - технический специалист, который занимается лишь заказом и выдачей учебников.

Должна ли для этого школа предоставить дополнительные ставки в библиотеке?

Прежде всего, необходимо решить вопрос с обеспечением учебниками школьников. Должен быть в школе помощник в библиотеке - технический сотрудник, который по сформированному списку, утвержденному директором, заказывал и привозил учебники, а также обрабатывал бы их, формируя электронную базу данных. Состав работников школьного информационно-библиотечного центра - это минимум 3-4 человека. Директора сейчас более свободны в принятии решений.

Что в первую очередь необходимо пересмотреть и изменить школьным библиотекарям в практике своей работы- в связи с введением нового статуса?

Самому библиотекарю надо разобраться и ясно понять, что новая должность - это новые обязанности. Новая должность - это постоянное самообучение и самообразование, освоение новых технологий и не только интернет-технологий Веб 2.0, но и, прежде всего, педагогических. А в школе главные действующие лица - дети-школьники. Вся деятельность педагога - библиотекаря - вокруг них, для них и с ними. Все должно быть направлено на поддержку их стремления учиться, на взаимодействие с педагогами - предметниками в общем стремлении повышения качества этого обучения.

Библиотека образовательного учреждения - это прежде всего библиотека для участников образовательного процесса.

Новые тенденции в школьном образовании, обозначенные в проекте нового стандарта общего среднего образования (Институт стратегических исследований РАО), ориентация на компетентностный подход, исчезновение в средней и старшей школе выделенных уроков информатики, требование широко использовать в предметном обучении новейшие интернет-технологии, перенос акцента в учебно-воспитательной работе на самопознание и самоподготовку учащихся, постепенное преобразование библиотек школ в информационно-библиотечные центры - все это дарит надежду на перемены в деле школьных библиотек. На понимание обществом новой роли библиотеки и библиотекаря в школе, которая сегодня определяется так:

  • Библиотека - жизненно важная часть школьной программы;
  • Библиотекарь - педагог - участник учебного процесса;
  • Библиотекарь - активный член педагогического коллектива;
  • Библиотекарь обучает информационной грамотности школьников в процессе их самостоятельных учебных исследований;
  • Библиотекарь повышает уровень чтения с помощью письменных отзывов, в том числе в Интернете (блоги,вики, социальные сервисы, Веб2.0);
  • Библиотекарь - консультирует участников педагогического процесса по работе с компьютером, мобильными технологиями и электронными текстами.

Документация школьной библиотеки играет особое значение в общем документообороте учреждения. Важно знать и соблюдать принципы и стандарты ведения всех документов этого школьного подразделения.

Школьная библиотека — это часть школы, являющаяся ее полноправным структурным подразделением. В каждой школе в нашей стране есть обязательно библиотека, большая или маленькая.

Школьная библиотека должна:

Обеспечить процесс учебы и воспитания информацией для абсолютно всех педагогов и учащихся.

Сформировать у обучающихся способность быть абсолютно самостоятельным пользователем информации и библиотеки.

Постоянно совершенствовать уже имеющиеся и осваивать все новейшие технологии библиотеки.

Школьная библиотека состоит из:

Выдача книг – абонемент.

Небольшой зал для чтения – читальный зал.

Электронные и бумажные каталоги, где можно проверить наличие той или иной книги.

Какие же функции выполняет библиотека в школе?

Поддержать процесс учебы в плане информации – обеспечить всех учащихся и также учителей всей необходимой литературой.

Создание различных описаний, классификаций, правильная систематизация библиотечного фонда, создание и ведение тематических картотек.

Привлекать детей к тому, чтобы они больше читали, с помощью различных игр, вечеров, конференций.

Помочь развивать грамотность в плане информации через регулярные тематические уроки, посвященные самым разным датам и событиям.

Постоянное пополнение фонда путем его профессионального комплектования.

Обязательная документация, которую нужно вести для планирования работы и закупа литературы, а также составление периодических отчетов о проделанной работе.

Насколько сегодня актуальна школьная библиотека

Сегодня все общество в целом находится на совершенно новом витке своего поступательного развития, а вместе с ним и школа постоянно совершенствуется и развивается на новом этапе. Именно сейчас роль библиотеки в школе и библиотекаря становится очень важной и практически одной из главных в процессе образования и воспитания учащихся и взаимодействии учителей, школы и родителей. Именно библиотекарь – это тот главный специалист, который ежедневно постоянно работает с огромными пластами самой новой объемной и очень важной информации.

Именно сегодня роль библиотеки в школе совершенно другая, новая и очень значимая. Это не просто то место, где можно взять книгу для души или по программе, как это было раньше. Теперь библиотека должна обязательно научить детей культуре чтения и получения необходимой для самообразования и школьного образования информации. Она должна максимально правильно приобщить всех учащихся школы к тому, чтобы они сами захотели читать и узнавать нечто новое, помогает правильному воспитанию личности в плане лучшей грамотности, развитого интеллекта, индивидуальных способностей творчества и всевозможных нравственных аспектов. Этой личности должны быть созданы такие условия, чтобы она могла комфортно существовать в обществе информации и интеллекта. Немаловажная роль, практически основная, в этом процессе отводится именно библиотеке в школе и школьному библиотекарю. Сегодня он не просто библиотекарь, а педагог, участвующий полноценно в воспитательном и образовательном процессе всей школы в целом.

Сегодня есть три основных направления того, какова роль библиотеки в школе и как должен действовать библиотекарь:

Создать школьную медиатеку на базе имеющейся библиотеки.

Библиотека – главный центр информации всей школы.

Подразделение структурного типа в школе со своими собственными функциональными особенностями.

Школа и библиотека должны именно помогать тому, чтобы человек захотел развиваться сам, улучшать свои знания через самостоятельное образование. Этому должны помогать все те ресурсы информации, которые предоставляются библиотекой в школе, а главное то, что она должна быть полной и максимально открытой в плане этого доступа.

То есть, библиотека это целая среда, которая создает систематизацию всех ресурсов информации, направленных на нужды обучения, помогающую сделать этот доступ максимально широким, способствующую формированию культуры информации учащихся, учителей и родителей, и создающую максимальный комфорт для того, чтобы учащиеся захотели работать сами.

Сегодня библиотека в школе – это ее подразделение, которое участвует во всем учебном и воспитательном процессе, чтобы все участники этого процесса могли воспользоваться абсолютно бесплатно пользоваться всеми ресурсами информации и библиотеки.

Вся работа с документами в библиотеке школы ведется по ГОСТУ требований к правильному оформлению всех документов.

Все главные документы должны постоянно храниться, так как это отчетность строгого типа.

Существует положение, по которому в каждой библиотеке в школе должно быть 17 форм учета, все акты о списании литературы, Положение о библиотеке школы по типовой форме, как правильно пользоваться библиотекой и паспорт.

В бухгалтерии ведется отдельный учет фондов учебников и отдельно основного фондов.

Но именно библиотекарь, как материально ответственное лицо, после директора, должен представлять все фонды своей библиотеки. Эта информация требуется и для правильного комплектования библиотеки новыми изданиями. Основной и учебный фонды учитываются отдельно друг от друга.

Все новые поступления сверяются, затем на них ставится печать и ведется их суммарный учет. Ведется обязательно Книга суммарного учета фонда. Это главный документ учета всех книг, журналов, дисков.

Все в книгу записывается вручную. В книгу входит три части:

Поступление.

Движение и его итоги.

В первой части ведется запись всех партий новых поступлений. Каждый год записи заново нумеруются. Указывается автор, название, дата накладной, место, из которого поступило издание, его стоимость и количество. Небольшим брошюрам инвентарные номера не присваиваются. В конце года нужно обязательно подвести итог всех поступлений за год.

В части книги о выбытии книг ведется запись всех выбывших из библиотеки изданий. Запись ведется с обязательным указанием номеров актов о списании. В конце года также нужно обязательно подвести итог о выбытии всех изданий за год.

Ежегодно нужно проводить итог движения фонда, учитывая его прибытие и выбытие.

Ведение документооборота очень важно, ведь в любой момент может понадобиться справка о работе школьной библиотекивышестоящему ведомству. Поэтому, нужно вести все правильно и грамотно, чтобы в любой момент можно было предоставить нужные сведения.

Другой важный документ – инвентарная книга. В ней ведется индивидуальный учет каждой книги с указанием инвентарного номера. Не допускается переписывание инвентарных книг. Она должна быть на постоянном хранении в библиотеке, пока существует образовательное учреждение в целом.

Акты прихода — это все документы, которые приходят с новыми поступлениями книг. Эти бумаги должны храниться отдельно в специальной папке.

На все новые книги ведется составление картотеки и каталога. Есть два каталога:

Алфавитный, где книги идут в алфавитном порядке.

Также ведется обязательная тетрадь, где учитываются все те книги, которые были приняты в качестве замены потерянных. Замена должна производиться совершенно равноценным изданием. Если книга очень ценная, то можно потребовать произвести замену такой же абсолютно или столь же ценной. Замены заносятся обязательно в инвентарную книгу с присвоением номера.

Поступление учебников записывается в книгу суммарного учета учебных изданий. Инвентарные номера каждому отдельному учебнику не присваиваются.

Также создается специальная картотека учебников, которую лучше классифицировать по предметному типу.

Если учебник потерян, он заменяется аналогичным. Их регистрация производится в специальной тетради.

Также хорошо вести в школьной библиотеке «Дневник работы». Он помогает упростить ведение отчетности и работы с читателями. С его помощью справка о школьной библиотеке готовится быстро и легко.

Документы школьной библиотеки — это довольно таки важные бумаги, которые должны оформляться, храниться и использоваться соответствующим образом. Отклонений от правил в данном случае быть не должно.



Школьная библиотека

Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача - научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе - главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно - воспитательном процессе.

Школьная библиотека является информационным центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, поддерживает и обеспечивает образовательный процесс.

Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.

Задачи библиотеки:
1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору, активной гражданской позиции.
2. Совершенствование идеологической и идейно-воспитательной работы.
3. Способствовать привитию навыков здорового образа жизни.
4. Прививать любовь к книге, чтению: «Человек читающий - человек успешный».
5. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий.
6. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, учебников, периодических изданий).
7. Совершенствование новых информационных технологий с использованием ИКТ.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики. Работы с компьютерными программами.
4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

1. Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

Библиотека открыта в 1957 году. Расположена на втором этаже и занимает изолированное помещение площадью 54 кв2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал совмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером и принтером. Компьютер подключен к сети Интернет. Учащиеся имеют возможность навести всевозможные справки, получить необходимую информацию для использования на уроках и проведения внеклассных и общешкольных мероприятий. Фонд систематически пополняется электронными цифровыми ресурсами.

Учебный фонд расположен в отдельном помещении.


Моя профессия - школьный библиотекарь

Да кто же он такой библиотекарь?

Чудак, Фанатик? Странный человек?

Всегда серьезный и дотошный лекарь

Старинных книг и пухлых картотек!

Вы так решили, опуская лица

В тяжелый, надоевший полке тем,

А мне, скажу во век не надивиться

Его святым, бесхитростным трудом!

Заведует школьной библиотекой Присичева Галина Алексеевна. Она активно работает по привитию у детей любви к книге, чтению, по расширению кругозора, воспитанию бережного отношения ко всем видам печатной продукции.

Режим работы библиотеки:

с 8.00 ч. до 16.00 ч.

Выходной день - воскресенье

Последний день месяца - санитарный день

Локальные акты, регламентирующие работу библиотеки:

Положение о библиотеке ОУ;

Правила пользования библиотекой ОУ;

Должностные инструкции работников библиотеки;

Паспорт библиотеки.

Документы учета и контроля:

Книга суммарного учета основного фонда;

Инвентарные книги;

Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;

Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;

Книга суммарного учета учебников;

Журнал выдачи учебников по классам;

Дневник работы школьной библиотеки;

Папка с копиями накладных и счетов;

Акты списания.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.

 


Читайте:



Инструкция, что делать если это произошло с вами

Инструкция, что делать если это произошло с вами

В данной статье расскажу как спасти компьютер от переустановки операционной системы, если учетная запись локального Администратора Windows...

Загружаем виртуальную машину с флешки программой Virtual Machine USB Boot Виртуальная ос на флешке

Загружаем виртуальную машину с флешки программой Virtual Machine USB Boot Виртуальная ос на флешке

В статье рассмотрен вопрос о том, как проверить работает ли загрузочная флешка в VirtualBox. Я предварительно установлю и проверю работоспособность...

Чем отличается pci express 2

Чем отличается pci express 2

Когда речь заходит о каких-либо интерфейсах в контексте компьютерных систем, нужно быть очень внимательным, дабы не «нарваться» на несовместимые...

Основная настройка Netis WF2780

Основная настройка Netis WF2780

Для обычного пользования. Модели указанной марки отлично подойдут для большинства юзеров, которым нужен быстрый, бесперебойный интернет и хорошая...

feed-image RSS